Поиск работы на JobEasy.ru, вакансии, резюме.

ПОИСК РАБОТЫ - ЭТО ПРОСТО

Шрифт: /  



_____________________
МОТИВАЦИЯ
Все статьи
 

Мотивация

03.10.2007


В позапрошлом веке Отто Бисмарк произнес, - “Россия опасна мизерностью своих потребностей”. Это суровая правда чревата последствиями не только для врагов, но и для нее же самой. На западе системой мотивации эффективного труда еше можно пользоваться в городах, но, к сожалению, за их пределами терпит полнейший крах. В прошлом, при Советском союзе система “морально-материального поощрения ударного труда” не действовала, и это самая значимая причина из-за которой распался союз. В российских провинциях живут люди, которым не нужны ни деньги, ни слава, ни власть. А что нужно?

Неопределенно-мечтательная мотивация

- Мое состояние было близко к инфаркту, когда я увидел результаты социологического опроса,- рассказывает генеральный директор крупной компании, производящей сельскохозяйственную продукцию, - Представляете, у этих людей совершенно не существует потребностей, следовательно, мотивировать их просто нечем. Чуть ли не каждый второй ответил, что его устраивает туалет на улице и в доме он ему ни к чему. Двадцати восьми процентам не нужен душ, потому что они не видят в нем потребности. Тридцать пять не нуждаются в автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что если бы им представилась возможность расширить свое подсобное хозяйство, то они бы этим не воспользовались. Такое же количество людей не считают воровство зазорным, и только пять процентов готовы к предпринимательской деятельности, но на них нельзя опираться, потому что они бояться негативной реакции окружающих. Мы были просто повержены.

– А для чего вам понадобились мотивированные крестьяне?

- Для существования нашего завода нужны сельхоз ресурсы. Мы решили начать с разоренных хозяйств, которые окружали каждый наш завод в области. Ведь каждый сельский житель получил пять – семь гектаров земли, после распада колхозов, которую не было возможности обрабатывать. Мы арендовали сто четырнадцать гектаров, техника уже была, но обрабатывать эту землю сами, мы естественно не могли. И вот поэтому нам нужно было разбудить в местных жителях желание работать.

– И что же вы им предложили?

- Все, точнее все для самореализации.

- И они отказались?

- Да. Почти все считают, что первые шаги руководителя очень просты, я руковожу, а они работают. Но проблемы на сельской территории все же существуют, и они быстро обратили на себя внимание. Сломанные комбайны, металлические штыри на полях это заставило нас понять, что ситуацию надо прояснить. Мы пригласили московских социологов для проведения исследования. Оказалось, что шестьдесят процентов населения живет за чертой бедности, то есть их уровень жизни неудовлетворителен. В среде преобладает неопределенно - мечтательная мотивация. Каждый второй мечтает об улучшении положения, но ничего для этого не делая. Треть смиряется с положением, и только каждый пятый имеет стремление сделать свою жизнь лучше с помощью каких-либо усилий.

- Кто же более мотивирован? Зажиточные или бедные?

- Конечно, зажиточные более, так как чем беднее человек, тем менее он активен. Этим и объясняется то, что он недоедает. Из этой ситуации есть два выхода. Первый – это углубление в нищету, а второй – это социальный взрыв, рывок. Крестьяне считают, что их благосостояние зависит от развития общества в целом и лишь двадцать два процента считает, что все зависит от самого человека. Половина считает, что они такие, какими их сделала сама жизнь, и только треть осознает, что в этом во всем виноваты только они сами.

- А из-за чего такая пассивность?

- Одна из причин это то, что самые предприимчивые уехали в города, естественно в селах оставались те, кто не любит перемен.

Эмпатия – ключ

- Мы позвали психологов, чтобы все крестьяне прошли тест “Семантический диффенциал”, MMPI и еще несколько других. Каждый крестьянин ответил примерно на полторы тысячи вопросов. В конечном результате мы нашли то самое, на котором можно построить всю систему мотивации. Оказалось, что единственно значимыми вещами для них является мнение окружающих людей и искренность. Это выяснилось через тесты, потому что крестьяне не хотят об этом говорить. Оказалось, что их уровень эмпатии выше, чем у многих других культур на несколько порядков.

- Уточните, пожалуйста, определение эмпатии.

- По определению, эмпатия—это способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию. Как утверждают психологи, население России можно условно разделить на две культуры, которые существенно различаются между собой. К первой, рационально-достиженческой, относятся преимущественно жители городов. Ко второй, эмпатичной—жители периферии, то есть сёл, деревень и других небольших поселений. У жителей села сильно развито визуальное и кинестическое восприятие и минимальна эффективность аyдиального канала. То есть, они слышат, что им говорят, но не воспринимают.

- То есть они верят только в то, что можно увидеть или пощупать? Почему?

- Эти люди прожили очень трудную жизнь, и они уверены, что самое опасное – это те системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и невозможно никак проверить, и что в трудную минуту их может выручить только сосед, и никто более.

- Поэтому они больше ценят мнение соседей и односельчан?

- Да. Нами были смоделированы такие ситуации, в ходе которых селянам предстояло самостоятельно принять решение. Но они тут же отказывались от своего решения, если оно отличалось от мнения большинства, то есть односельчан. Получается, что нам не надо протирать штаны по библиотекам, изучая психологию, а необходимо узнавать человека через свое личное восприятие, эмоционально-чyвственное.

- Выходит, их можно назвать отличными психологами?

- Конечно! В ходе проведения интервью нашими специалистами, необходимо было строго придерживаться ролей ведущего и им ведомого. Профессиональные психологи хотели получить эмоциональную связь и проникнуть во внутренний мир своего собеседника, прочувствовать его эмоции. Самое интересное, что спустя три минуты разговора, многие из наших специалистов почувствовали себя ведомыми, а не ведущими. Опрашиваемые селяне отвечали не то, что они думают на самом деле, а то, что от них ожидают услышать. Можно сделать вывод, что сельские жители умеют лучше подстраиваться, чем психологи с диплом. Очевидно, что когда от внутреннего восприятия человека зависит его выживание, безусловно, что возникнет и станет развиваться такой канал. У таких людей часто возникает ощущение безысходности, усталости, и как следствие—перенапряжение (эмоциональное), которое они могут снять либо водкой, либо мордобоем. Поэтому, чтобы сберечь свою эмоциональную целостность, они очень аккуратны в коммуникациях.

- Что значит «аккуратны в коммуникациях»? Вы ведь говорили, что они всегда открыты.

- Крестьяне могут быть искренни только в узком кругу людей, которым они могут все поведать, излить свою душу. Им крайне важно понять: кто ты по отношению к нему и чего следует от тебя ожидать. Ведь это для него не просто любопытство, а жизненно необходимая потребность, обеспечивающая существование его самого, а так же его семьи. Крестьяне уверены, что только человек из их узкого круга способен помочь в трудную минуту. Поэтому они тратят много сил и энергии на коммуникации в пределах своей микрогруппы, однако же, вне неё они очень аккуратны в выборе контактов.

- Полагаю, что ваших специалистов они не приняли в свою микрогруппу?

- Правильно мыслите, но кроме этого, мы столкнулись еще с небольшой проблемой, с так называемым зажимом Блейера (двойным). Это состояние человека, когда в нем могут одновременно существовать диаметрально противоположные чувства. Такие люди постоянно напряжены и колеблются. То есть, если сейчас у них преобладает одно эмоциональное состояние, то не исключено, что через короткий промежуток времени оно сменится на совершенно противоположное. Например, если в данную минуту жители села благодушно настроены по отношению к нам, то нет никакой гарантии, что через день они будут точно так же хорошо настроены. Отношение может измениться без всяких на то оснований.

- То есть, вы считаете, что это плохо для вас?

- Конечно. Селяне убеждены, что добро и зло не существуют порознь—это две стороны одной и той же медали. Например, быть передовиком хорошо и почетно, тебе дадут грамоту, а может быть даже и премию. Но с другой стороны, меньше времени останется на личную жизнь, и ты можешь потерять свое здоровье. Если мы упорно пытаемся переубедить их в чем либо, навязать им свое мнение, то скорее всего, мы получим не тот результат, который ожидали, а противоположный. Предположим, что с приходом нашей компании на село увеличивается количество инвестиций и ссуд, начинают строиться больницы и школы. Как вы думаете, какие эмоции вызвало это у селян? Позитивные?

- А разве нет?

- Хорошо, что к этому времени, наши психологи успели достаточно изучить селян, чтоб быть готовым к такой реакции с их стороны. Мы не хвалили себя за те блага, что дали им, и старались быть с ними откровенными. Добиваясь симпатии крестьян, мы преподносили две противоположности, чтобы эмоциональный центр смещался не так заметно. Мы говорили, что сотрудничество жителей села с нами имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но положительного должно быть больше.

- И какие отрицательные стороны этого сотрудничества?

- Мы не стали скрывать, что взамен тех благ, что получили крестьяне, они должны отдать нам контрольный пакет акций. Бесплатный сыр, как знаете, бывает только в мышеловке. Но зато мы сможем обеспечить им достойную жизнь, материальное благосостояние, открыть новые школы, больницы. И я уверен, что крестьяне сделали правильный выбор.

Правила и информация

- Как мы поняли, для крестьян очень важно общественное мнение, а оно оправдывает воровство колхозного имущества. Как вы будете бороться с этим?

- Кража колхозного имущества – это одно, а вот воровать у соседа они никогда не станут. Ведь крестьяне убеждены, что сосед – это человек, на которого можно положиться в тяжелое время. И если в их среде станет известно, что кто-то своровал у соседа, то тот, кто совершил кражу, будет изгоем. Худшего не придумаешь. Межличностные зависимости в этой микрогруппе находится на очень высоком месте, буквально на грани жизни и смерти. Вот это мы и используем в своих интересах. Мы создаем новую форму социальных и экономических отношений, где материальное благополучие отдельного индивидуума зависит от слаженности в работе остальных членов коллектива. И гарантом эффективной деятельности каждого индивидуума является не материальный эквивалент, а реакция окружающей среды. То есть, если один из членов коллектива плохо работает, то становится хуже и всем остальным. Как говорится, один за всех и все за одного. Для каждого главным становятся не деньги, а то, что кто-то работает не в полную силу. А это влияет на материальное благосостояние всего коллектива. И поверьте, найдутся приемы и методы воздействия на нерадивого работника, если по его вине страдают все.

- Вы хотите сказать, что все держится на взаимном контроле крестьян?

- Конечно, ведь по-другому не получится. Приведу в пример вам такой случай. Однажды тракторист поехал на обед в соседнюю деревню, при этом истратил на дорогу и свое рабочее время, и горючее. Раньше мы аналогичные случаи наказывали штрафными санкциями, лишением премии, что не давало практически никаких результатов, а вызывало только негативную реакцию. Ведь крестьяне—это нечто целое. И такие наказания они воспринимают как вмешательство в свою среду. И вместо того, чтоб повлиять на нерадивого работника, разобраться в создавшейся ситуации, крестьяне ожесточаются и «воюют» против нас, воспринимая нас как кровных врагов.
Теперь же мы применили методы, которые держатся на правилах и информации, исключая наше вмешательство. На общем собрании мы предложили ввести правила, механизм формирования штрафных санкций, их принятие, и ушли в сторону. Теперь не мы обеспечиваем выполнение правил, а информация.

- Каким же образом?

- Издается стенгазета, в которой информируется о том, что такой-то, и такой-то (с указанием фамилии, имени, отчества), проживающий там-то, в рабочее время ездил на тракторе домой на обед, при этом израсходовав столько-то горючего, что повлияло на доходность общего дела и посему все получат денежного вознаграждения меньше, нежели рассчитывали. В результате колхозники кинутся к незадачливому трактористу на «разборки». И в дальнейшем нашему герою вряд ли захочется повторить свой «подвиг».

- Как вы официально зарегистрировали свои отношения с крестьянами?

- Мы приобрели у крестьян контрольный пакет акций, выделили инвестиции, необходимые для подъема доведенных до нищеты хозяйств и, главное, предложили свой опыт организации хозяйствования. Благодаря нам, на базе колхозов возник новая форма организации сельскохозяйственного производства. Мы соединили два главных элемента: внесли передовой опыт эффективного хозяйствования, и с другой стороны—нам удалось сохранить общественный характер организации производства сельхозпродукции.

Социологи советуют нам обратить особое внимание на коллективизм. В России он навязывался столетиями, а индивидуализм воспринимался, как нечто постыдное. Поэтому в российской культуре приоритет индивидуальной активности развивается с трудом.

- Такая форма работы оправдывает себя?

- Конечно. Можно съездить в любое хозяйство, и вы увидите, что обыкновенные трактористы или доярки знают механизм формирования личной доходности, структуру затрат и объем реализации продукции.

Не все у нас еще получается, но мы стремимся к тому, чтобы каждый крестьянин осознал себя частью большого общего дела, почувствовал себя хозяином своей земли, взял бы на себя ответственность. Я считаю, что у нас получается сформировать в психике каждого крестьянина чувство принадлежности к территории. Поэтому наблюдается динамика уменьшения уровня хаоса на наших землях.

 
Вернуться назад
Copyright © 2005-2017 ООО "ПРЕССКОМ"
Все права защищены